|
· Вернуться
В последнее время в некоторых околоцерковных изданиях стали появляться
реплики о несовместимости гомеопатии и христианства, об «оккультном» характере гомеопатии и недопустимости для
православного христианина обращаться за помощью к представителям данного направления медицины и т.д. К сожалению,
подобные «анафематизмы» имеют шанс быть услышанными, так как находят поддержку и со стороны отдельных
священнослужителей, чей авторитет в некоторых православно-медицинских кругах достаточно высок. В данной статье нам не
хотелось бы доказывать ни «православность» гомеопатии, ни ее «научность», и прежде всего потому, что начавшаяся
полемика, увы, не является ни богословской, ни подлинно научной. В данном случае наш ответ носителям тоталитарной
идеологии может быть только один - подлинно историческая перспектива.
Гомеопатия пришла в Россию не вчера, а еще при жизни ее основателя Сэмюэля
Ганемана, и неужели Православная Церковь еще тогда не заметила пагубности этого учения, а если заметила, то почему
побоялась обличить устами своих святителей, преподобных и праведных? Удивительно, но эти уста сказали совсем
обратное.
Итак, век девятнадцатый, действие первое: гомеопаты и медицина.
Первое упоминание о гомеопатии на просторах империи относится приблизительно к
1823 году, а первые врачи-гомеопаты были, как и положено, немцы. Многие из них были «врачами по вызову» для членов
царской семьи и пользовались державным покровительством, что в целом являлось, неплохим началом для развития
гомеопатии, однако, как и везде в Европе, противодействие «старой» медицинской школы оказалось достаточно
агрессивным. Запретить не успели - обрушилась холера (1830-1831), обнаружив всю слабость тогдашней аллопатической
медицины, а гомеопатия показала себя как нельзя лучше: некоторые помещики (в частности, Семен Корсаков) спасли жизни
сотен крестьян, назначая им гомеопатические средства. Сообщения об этом достигли Санкт-Петербурга, где благодаря
поддержке адмирала Николая Мордвинова было разрешено использовать гомеопатию в частной практике, запретив, однако,
ее применение в официальной медицине.
Это двусмысленное положение оставалось в силе еще очень долго, и, несмотря на
появление своих российских врачей-гомеопатов, было ясно, что надежды заинтересовать медицинское сообщество
доктриной гомеопатии оказались тщетными, а «Журнал гомеопатического лечения» даже требовали закрыть как
представляющий опасность для «системы здравоохранения». Гомеопаты были вынуждены искать новых союзников в
российском обществе. Как ни парадоксально, таким преданным союзником гомеопатии на долгие годы, даже до сего дня,
становится православное духовенство.
Итак, действие второе: гомеопаты и Церковь.
Самым курьезным, но и показательным явился опыт православных миссионеров
Иркутской епархии, где гомеопатия получила распространение благодаря архимандриту Иннокентиевского монастыря
Вениамину. Миссионеры методично изучали принципы гомеопатии и по благословению Преосвященного были оснащены
даже индивидуальными аптечками. Успех был настолько необыкновенным, что в 1871 г. Комитет Православного
миссионерского общества признал роль гомеопатии в обращении малых народов Сибири и Дальнего Востока в
христианство, так как местные жители, несмотря на успехи Буддийских лам в медицине, были поражены результатом
гомеопатического лечения у православных священников.
Трудно сказать, имела ли эта история продолжение, но другая разворачивалась уже не
на окраинах империи, а в самой российской глубинке. Там сельские батюшки, упоминание о которых вызывает в памяти
образы колоритных лесковских персонажей, понесли гомеопатию в массы, сделав ее поистине народной медициной. Эти
скромные труженники на ниве Христовой облегчили страдания тысяч простых людей, а возможно, спасли и сотни жизней. Во
многом распространение гомеопатии было вызвано разочарованием в системе медицины земской, которая у современного
человека ассоциируется исключительно с интеллигентным лицом Антона Павловича Чехова. На деле же земская медицина
зачастую оборачивалась к бедным людям другими частями тела, так как была весьма накладной, а во многих районах
России квалифицированная врачебная помощь была вообще практически недоступна (земства не имели средств для
содержания врачей).
В 1880-е годы священники-гомеопаты начали активно печататься в гомеопатических
периодических изданиях, рассказывая о своих опытах лечения. Вот характерное сообщение, представленное священником
Дмитрием Матвеевым (подобных сообщений было множество): «11 сентября 1886 г, меня пригласили к больной женщине
для «прощального напутствия», Пациентка оказалась роженицей» и она действительно могла вот-вот умереть. Несмотря на
все усилия и идиотизм местных сельских старух» в течение двух дней желанные результаты (роды) не последовали. Ситуация
стала критической. Благодаря недавней практике гомеопатического лечения я вызвался помочь. Отсутствие родовых потуг и
общая слабость женщины указывали на Secale cornutum. Я назначил частые приемы этого средства». После приема
препарата, предписанного священником, роды начались и закончились наутро рождением ребенка. Лично у автора образ
этого батюшки вызывает искреннее восхищение, а ведь он был не одинок. В 80-е годы Святейшим Синодом была даже
предложена программа преподавания основ медицины в духовных семинариях, включающая изучение гомеопатического
метода. В 1890 г. ведущее православное периодическое издание «Церковные ведомости» (напомним, обязательное к
подписке в каждой волости) по разрешению Победоносцева выпустило на правах брошюры специальное приложение
«Некоторые краткие сведения относительно гомеопатии», что произвело эффект разорвавшейся бомбы. После публикации
резко возросло число священников-гомеопатов. В конце столетия многие священники и епископы были активными
деятелями гомеопатических обществ, причем это участие было профессиональным.
Вот некоторые цифры: в 1896 г. из трех гомеопатических аптек Санкт-Петербурга
препараты получали одна тысяча сто семьдесят два священника! Учитывая, что по России насчитывалось 16
специализированных аптек, мы получаем просто шокирующую статистику. Около тысячи священников были также
подписчиками журнала «Врач-гомеопат» и участвовали в сборе средств на памятник Ганеману.
Одним из самых больших достижений российских гомеопатов было одобрение св.
праведного Иоанна Кронштадского, который оказал существенную поддержку методу гомеопатии и словом, и делом.
Позднее некоторые священники, практикующие гомеопатию, писали, что к изучению метода их подвигли проповеди отца
Иоанна, в которых он говорил о чудесах исцеления больных с помощью гомеопатических лекарств. Не обошел вниманием
гомеопатию и другой великий подвижник и духовный писатель прошлого столетия - святитель Феофан затворник. В письмах
духовным чадам он советовал обращаться к гомеопатам, ибо те «не пасуют перед болью». Интересно отметить также, что
между гомеопатическими обществами и корпорацией врачей-аллопатов разница была не только в исповедании разных
подходов к болезни и больному, эта разница касалась также общественных и религиозных идеалов. В то время как
гомеопатические общества имели выраженный консервативно-монархический оттенок и были практически православными
по духу (во многом благодаря влиянию духовенства), официальные медицинские структуры дореволюционной России были
рассадниками не только либеральных, но во многом радикальных и атеистических идей с выраженной критикой по
отношению к государству и Церкви.
Каким бы поверхностным ни был наш исторический экскурс, его вполне достаточно,
чтобы понять одно: гомеопатию и Русскую Православную Церковь сравнивает давнее благодатное соработничество на ниве
исцеления душ и телес. Православные пастыри минувшей эпохи воспринимали гомеопатию как подлинно христианскую
медицину, позволяющую видеть и врачевать в человеке не отдельные болезни, а целостную личность в совокупности ее
духовного, душевного и телесного страдания. Отрадно, что многие почитаемые в народе Божием духовники и старцы дня
сегодняшнего (в частности, митр. Антоний Сурожский, о. Иоанн Крестьянкин, о. Николай Гурьянов, о. Кирилл Павлов и др.)
понимают это, благословляя и врачей, и болящих прибегать к помощи гомеопатического метода. Очень интересные
перспективы открываются в соотнесении основных принципов гомеопатии с христианской антропологией и даже
сотериологией. Системная психофизиология с ее представлением об активном нейроне, реализующим свои метаболические
потребности через информационный обмен с микросредой, также дает нам возможность по-новому взглянуть на принцип
гомеопатических разведений уже с естественнонаучной точки зрения. Это, однако, тема для отдельной статьи, в которую
войдет доклад, сделанный автором на Международном гомеопатическом конгрессе, прошедшем 21-22 января сего (1999)
года в Москве.
Священник Антоний Ильин.
· Вернуться
|
|