· Вернуться

Открытое письмо к практикующим гомеопатию.

      В последнее время в англоязычной гомеопатической литературе все чаще поднимается вопрос о необходимости принятия Этического Кодекса для гомеопатов. Впрочем, такая же проблема стоит и перед официальной медициной наших стран (СНГ). Впервые о необходимости подобного документа упомянул ещё Б.В.Петровский, а Медицинская газета опубликовала его примерный вариант для обсуждения на Всероссийском Пироговском съезде врачей.
      Важность разработки и принятия Этического Кодекса для врачей-гомеопатов обосновывает д-р Moskowitz в журнале Американского института Гомеопатии (т.86, №4). Его статья и легла в основу этого письма, которое, возможно даст повод для проведения широкого обсуждения будущего Кодекса Гомеопатической Этики.

      Самая фундаментальная проблема современной медицинской этики состоит в том, чтобы охрана здоровья стала правом человека, а не привилегией ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе это позволить.             Д.Вич.

      Каждый из нас, изучая труды великих гомеопатов прошлого, невольно ощущает некий трепет, а вместе с тем и гордость, осознавая факт собственной принадлежности к этой гильдии «святых» учителей. Все они посвятили свою жизнь становлению гомеопатии как науки. Всматриваясь в прошлое, в историю ее развития, трудно не восхититься этим бескорыстным самопожертвованием во имя Истинной Медицины, невозможно не изумляться тому , как же все-таки она смогла выжить в веках.
      Сегодня, благодаря росту интереса населения страны к «традиционным методам терапии» и в связи с падением популярности хоть и высокотехнологичной, но не лишенной риска ортодоксальной медицины, Гомеопатия, как птица Феникс, возрождается из собственного пепла. В последние годы большое количество врачей получили начальное гомеопатическое образование, пройдя первичную подготовку на самых различных курсах. Столь значительный рост числа врачей-гомеопатов в нашей стране со всей очевидностью обнажил некоторые очень важные социальные и этические вопросы, острота которых до недавнего времени просто замалчивалась, а в более отдаленный период истории, когда Гомеопатия существовала чуть ли на нелегальном положении, эти проблемы носили совершенно иную смысловую нагрузку.

      В настоящее время среди наиболее важных проблем следует отметить следующие:
      1. Рекламирование и распространение шаблонных гомеопатических препаратов- комплексов, включающих в свой состав порой несовместимые ингредиенты для лечения, например, гипервозбудимости у детей, климактерических расстройств у женщин и т.д.
      При этом используется малопонятный, но приятный на слух «сленг», чем вводятся в заблуждение как больные, так и контролирующие органы. Заинтересованные же фирмы и распространители этих «лекарственных средств» ссылаются на их мнимую безопасность и эффективность.
      2. Внедрение в практику различных, порой нелегальных и не разрешенных к применению устройств для электродиагностики и лечения болезней. Нередко это оборудование используется неспециалистами и лицами со «слабой» подготовкой в этой области медицины. Довольно часто можно встретить такие ситуации, когда лечение проводится без соответствующего сбора анамнеза, когда клиническая ситуация остается довольно неясной.
      3. Некорректное, а порой даже оскорбительное отношение представителей официальной медицины к врачам-гомеопатам, приводящее иногда просто к несоблюдению своего долга перед пациентами, игнорированию святых законов медицины, обязательных для приверженцев любой лечебной философии. В подобных обстоятельствах всем врачам, практикующим гомеопатию, не остается ничего иного, как просто выживать в условиях всего того, что творит живучий медицинский ортодоксальный консерватизм.

      Вот такие строки можно прочесть в книге д.м.н., профессора Н.В.Эльштейна «Диалог о медицине»:«О гомеопатах. Двойственную позицию, занимаемую по отношению к ним, понять трудно… С одной стороны выпущенная монография Д.А.Когана, весьма убедительно показывающая ненаучность гомеопатических методов лечения. Добавим к этому, что гомеопат выступает в роли медика-универсала, а это на фоне достижений точных наук и специализации само по себе должно было бы насторожить. С другой стороны, в Москве издана брошюра гомеопата С.А. Мухина о лечении болезней сердца, в которой , например, при сердечных болях сжимающего характера, автор рекомендует рус, наперстянку, азотнокислое серебро, ипекакуану, чернила каракатицы, а при сердечной недостаточности, отеках нижних конечностей, расширении и воспалении вен - древесный уголь!?
      При функциональных расстройствах нервной системы гомеопаты могут помочь: к ним нелегко попасть, за лечение надо платить, больному они уделяют действительно, много времени. Но вообще-то речь идет не о лекарственном воздействии. Механизм тот же, что и при массаже четвертого позвонка…»

      О подобной сложившейся ситуации можно лишь сказать словами И. Гете:
      «Нет ничего страшнее деятельного невежества!»

                   1.
      Целью данной статьи является определение этических норм и правил поведения врача-гомеопата по отношению к пациентам, к коллегам, к обучающимся этой дисциплине и к остальной части населения, в той или иной степени заинтересованной в разрешении медицинских проблем.
      Просматривая самые различные кодексы медицинской этики, можно убедиться в том, что они во многом схожи, их основные положения о Морали, о поведении медработников практически не изменились с древних времен. Вот, к примеру, выдержка из Клятвы Гиппократа, звучавшей из уст юных эскулапов Древней Греции:
      «В какой бы дом Я ни вошел, Я обязательно помогу больному человеку, воздерживаясь от намеренно неправильных действий и зла, особенно от нанесения оскорблений человеческому телу, мужскому или женскому, свободному в своих движениях или прикованному к постели. И чтобы Я не услышал или не увидел по роду своей профессии, что нельзя было бы передать другому, Я никогда не разглашу, храня их как священные секреты.»
      Уже к V веку до нашей эры в этих словах , ценность которых неоспорима и в наши дни, медицинской профессии приписывалась как юридическая, так и моральная ответственность за те или иные стороны ее деятельности.
      1. Присущая всем целителям сила воздействия на организм больного налагает на них определенные обязательства: не причинять больным вреда и не глумиться над ними. По идее это не требует принесения присяги или клятвенных обещаний, однако, порой мы идем на это, т.к. ничто человеческое нам не чуждо.
      2. Необходимость больному ощущать себя в достаточной безопасности и атмосфере доверительности. Это дает нам привилегии проникать во внутренний мир больного, что в свою очередь требует соблюдения конфиденциальности и благоразумия.

      Со временем, как историческая основа, так и специфика формулировок этих текстов принимали самые различные интерпретации. Клятва Гиппократа - классический обряд вступления в недоступное для других сообщество, которое склонно к самоувековечению и ревностно охраняет свою «торговую марку». Членство в этом сообществе передавалось от отца к сыну, от мастера к ученику в соответствии с законами, истинность которых не подвергалась сомнению.
       «Я клянусь Аполлоном, что выполню эту клятву и договор: признавать моего учителя в этом искусстве наравне с моими родителями, делиться с ним средствами к существованию, признавать членов его семьи как родных, обучать их искусству без всякой оплаты и оговорок, если они того пожелают; обучать этой профессии моих сыновей, сыновей моего учителя и, по соглашению, учеников, принявших врачебную клятву, но никого другого более. Если Я буду верен ей, то пусть у меня будет благополучное будущее и признание всеми людьми моей жизни и моего искусства. Но, если Я нарушу ее, то пусть меня минет этот жребий».
      Несмотря на то, что основные моменты этой древней формы «кланового» мышления весьма подходят для медицинской профессии нашего дня, все же основное содержание Клятвы не отвечает современным требованиям свободной профессии и открытого, демократического общества.
      Существуют и более яркие примеры трансформации вопросов медицинской этики в «угоду» узкопрофильным медицинским интересам. Этот факт объясняется широким внедрением технических средств для поддержания жизнедеятельности человеческого организма, который порой не способен принять важные решения в отношении самого себя.
      Формулировка Этического Кодекса для врачей-гомеопатов проблематична по следующим причинам:
      - во-первых, профессия гомеопата еще не выделена как отдельная дисциплина, признанная законом и характеризующаяся едиными стандартами в плане обучения и практической деятельности, хотя в этом направлении много делается.
      Гомеотерапией в настоящее время занимаются люди самых различных специальностей, включая врачей, медсестер, домохозяек , иглорефлексотерапевтов, «фоллистов», натуропатов, хиропрактиков и остеопатов, каждый из которых , занимаясь частной практикой, выполняет свою работу в соответствии со своим мировозрением и лицензионными возможностями. В подобных условиях трудно представить себе полноценный текст Кодекса, который был бы выдержан по содержанию, но обладал бы достаточной «гибкостью» для того, чтобы отвечать столь широкому спектру условий.
      - во-вторых, - а это еще более важно, - отсутствие согласия в рядах гомеопатов в определении сущности этой дисциплины.
      За прошедшие два века после первых экспериментов Ганемана гомеопатия безудержно пополнялась самыми различными теориями, положениями и методиками. Многие из «нововведений» не выдержали испытаний на практике, часть же из них, порой весьма противоречивых, все еще существует, привнося этим раскол в среде сторонников гомеотерапии. Впрочем, следует признать, что Гомеопатия, как «ставшая на ноги» форма биоэнергетической терапии, развивается столь мощно и неудержимо, что было бы просто ошибкой даже попытаться определить в полной мере ее сущность и содержание.
      - в-третьих, проблема состоит в том, что Гомеопатия, согласуясь с юридическими нормами и требованиями медицинской науки и других областей знаний, имеет дело с индивидуумом, а это определяет необычность ситуации. Ее нормы и положения должны в достаточной степени отражать неисчислимое многообразие человеческих конституций.

      Первые ростки демократизации общества в наших странах ознаменовались появлением предпринимательской деятельности в области медицины. А это, несомненно, приводит к изменению понятия Морали и Этики. Как и в развитых капиталистических странах, эти понятия, со временем, будут восприниматься как глубоко индивидуальные сущности. Общие принципы, подходы и запреты, столь характерные для недавнего прошлого, и все еще существующие в настоящем, отойдут на второй план, отдав приоритеты специфическим, четко сформулированным нормам поведения. Именно поэтому, прежде всего, следует задаться вопросом о необходимости Разработки Кодекса, о том, сможем ли мы соблюдать его положения. Ведь если разобраться, то подобное стремление к саморуководству является ничем иным, как стремлением к некоей целостности, защищенности, это своего рода призыв к консолидации. История учит: всякое руководство - явление долгоживущее. И все же нам нужен Гомеопатический Кодекс, прежде всего для объединения наших рядов, для того, чтобы узаконить нашу профессию, которая по сути своей еще не существует «де юре». Этот кодекс даст нам возможность разрешить имеющиеся противоречия с другими медицинскими дисциплинами, убедиться в том, что у нас есть нечто общее - Философия Лечения, предметом изучения которой является пациент-индивидуум. Этот кодекс позволит обнажить в полной мере характер взаимоотношений «целитель - больной», в чем современная медицина нуждается в первую очередь.
      Первые ростки подобной Философии можно увидеть в трудах Парацельса, появившихся на свет еще за три столетия до Ганемана:
      - искусство излечения исходит из самой Природы, а не от врача….;
      - каждое заболевание имеет врача в самом себе…;
      - человек не смог бы родиться живым и здоровым, если бы уже в нем самом не находился целитель…;

       Подобные утверждения приводят к следующим выводам:
      1. Излечение предполагает «целостность».

      Излечение как Разумный ответ всего организма на стрессовый фактор означает полноту ответных реакций организма, проявление глубочайшей интеграции всех его систем.
      2. Полное излечение есть самоизлечение.
      Как естественная часть жизнедеятельности организма Спонтанное Излечение происходит постоянно, а смысл деятельности врача состоит лишь в том, чтобы ассистировать естественному ходу событий, ни в коем случае не заменяя его.
       3. Излечение - категория , присущая индивидуальности.
      Пусть и не столь ярко, но практически всегда, процесс излечения касается только одного индивидуума, в какой бы степени тяжести он ни был. Вот почему этот процесс можно назвать Искусством, а все попытки низведения его до понятия «технологии» или «процедуры», пусть и находящейся на т.н. научной основе, обречены на неудачу. Действительно, несмотря на всё возрастающую способность современных врачей в постановке диагноза, они никак не могут до конца осознать тот факт, что диагноз сам по себе помогает лишь в понимании тех или иных патологических процессов, происходящих в больном организме, но совсем не обязательно обучают нас искусству излечения. Германский философ Иммануил Кант напоминает нам об ограниченных возможностях медицины в постановке диагноза: «Врачи считают, что что-то делают для вас, определяя у вас то, что является болезнью».
      Именно Гомеопатии принадлежит приоритет в объединении холистических взглядов в стройную философскую систему, в которой Болезнь и Здоровье рассматриваются как естественные жизненные процессы, выраженность которых может быть оценена и учтена самим пациентом.
      На основании вышеизложенного можно сказать, что Этический Кодекс Гомеопатии, как, впрочем, и всех других медицинских специальностей, должен основываться на наших взаимоотношениях с пациентами вне зависимости от того, какие методы терапии в интересах больного мы выбираем.
      Поскольку мы хотим юридического признания своей профессии, поскольку хотим занять ведущие позиции в системе государственного здравоохранения, нам и нашим пациентам следует твердо уяснить, как мы собираемся действовать? Какими критериями нам следует руководствоваться в своей деятельности?

                  2.
      В этом разделе будет выполнена попытка обозначить некоторые этические нормы, которые должны быть присущи врачу-гомеопату. Это лишь робкий набросок, который следует представить на обсуждение всем заинтересованным лицам с целью их коррекции на «гомеопатический лад». В качестве аналогов выбраны некоторые Современные Кодексы зарубежных стран:
      - Этический кодекс Американской Медицинской Ассоциации (АМА), пересмотренный в 1980 г.
      - Женевская Декларация Всемирной медицинской Ассоциации от 1949 г.
      - Кодекс Этики и Практической деятельности Британского Гомеопатического Общества, принятый в 1992 г.
      - Временный Кодекс Профессиональной Этики, проект которого был предложен в 1992 г. по предложению Совета по Сертификации Гомеопатической деятельности (ССГД).
      Кроме того, этот список включен и Проект Медицинского Кодекса Врача, представленный на рассмотрение участников Пироговского Съезда.

       СТАНДАРТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
      Все перечисленные выше Кодексы включают в себя положения об ответственности как самой дисциплины, так и ее членов по поддержанию достаточно высокого уровня знаний и технической оснащенности путем упорного труда, повышения квалификации и постоянного самообразования. Несмотря на то, что основная ответственность за выполнение этих требований лежит на каждом отдельно взятом медработнике, органы здравоохранения и законодательная система наших стран сохраняют за собой право оценивать некомпетентность или ошибочность действий медработников, применяя при необходимости те или иные дисциплинарные взыскания.
      Создатели этих документов разнятся в определении тех или иных стандартов, однако, требование постоянного повышения уровня знаний для них едино, что определяется правом пациентов на получение компетентной терапии, обязательностью его выполнения всеми целителями. Вот почему продолжающиеся размолвки в определении Гомеопатии как науки не должны использоваться с целью оправдания подчас низкого уровня проводимой терапии, критерии которой каждый пытается определить на свой лад.

       ЧЕСТНОСТЬ И ПРАВДИВОСТЬ.
      Следующее объединяющее звено - обязательное требование ко всем врачам и целителям быть честными и правдивыми со своими пациентами, их родственниками, знакомыми и со всеми, кто заинтересован в лечебном процессе. Учитывая строгую конфиденциальность, а также ситуацию, когда сущность заболевания ради самого пациента может быть освещена лишь частично, врач или целитель любого ранга должен придерживаться следующих правил:
       а) предоставлять четкую и правдивую информацию в пределах собственных полномочий;
      б) консультироваться с более квалифицированными врачами, обращаться к ним в тех случаях, когда возможности лечащего врача уже исчерпаны;
      в) предоставлять четкую и достоверную информацию «третьей стороне» по просьбе больного или при необходимости, обоснованной с юридической и этической точек зрения (например, с целью предотвращения преступления и т.д.)
      г) Правдиво сообщать результаты лечебной деятельно сти, а также всех исследований и лабораторных анализов с их документальным подтверждением.


      Кстати, АМА и Гомеопатическое Общество Великобритании, как юридические лица, обязывают своих членов докладывать о неэтическом поведении своих коллег. Кроме того, ими выработаны соответствующие процедуры для выявления или подтверждения последнего.
      Гомеопатия, придерживающаяся философии самоизлечения, более глубоко проникает в понимание жизнедеятельности человеческого организма, чем это возможно в рамках ортодоксальной медицины. Поэтому ее стандарты также должны пониматься шире, чем просто честность и правдивость по отношению к пациенту. Это не просто «поднятие его духа», это приобщение их к совместной ответственности за лечебный процесс в той мере, насколько это возможно.

      КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
      СОГЛАСОВАННОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИИ И ПРАВА ПАЦИЕНТА.

      Каждый пациент, несмотря на всю тяжесть его состояния, имеет право на полноценную конфиденциальность проводимой ему терапии, что налагает на медработников соответствующие обязательства. В вышеперечисленных Кодексах упоминаются требования к врачам о соблюдении полной ясности в передаче информации, в период выполнения различных процедур или манипуляций.
      Что же касается Гомеотерапии, основывающей свое действие на философии самоизлечения, то ей позволено много большее, что определяется интересами самого больного. Так, согласно положениям Совета по Сертификации Гомеопатической деятельности в США пациент при желании имеет право присутствовать на приеме со своим адвокатом или с другим сопровождающим его лицом, отказаться от лечения, принимать активное участие в решении вопросов, касающихся проводимой терапии и продолжать лечение по своему усмотрению, несмотря даже на отсутствие разрешения лечащего врача.
      Доктор Moskowitz, анализируя современные Этические Кодексы, высказался более чем определенно: «Я хотел бы видеть подобное положение в Билле о Правах Человека!» Далее звучит такая фраза:«Здоровье, болезнь, рождение и смерть являются неотчуждаемым атрибутом, полностью принадлежащим человеку, переживающему эти явления в течение жизни. Никто другой не имеет права манипулировать ими или контролировать, как, впрочем, и частями тела, вовлеченными в эти процессы, если того не потребует сам больной, либо кто-нибудь по его просьбе или от его имени».
      
      ОБЯЗАННОСТИ ПАЦИЕНТА.
      В вышеперечисленных документах отсутствует очень важная деталь: ни один из них не упоминает о правах врача в своих взаимоотношениях с пациентами. Среди этих прав можно упомянуть о праве на отказ в лечении за исключением неотложных ситуаций, внесение тех или иных изменений в структуру контракта или договора в случае намеренного нарушения больным лечебного процесса или отказа ему следовать.
      Среди обязанностей пациента можно было бы выделить следующие:
      - быть проинформированным о своем заболевании и быть готовым оказать содействие лечебному процессу;
      - быть ознакомленным с положениями о деятельности органов Здравоохранения; быть информированным о прописанных ему назначениях, об оплате за лечение и обследование;
      - быть ответственным за то, чтобы его нужды и желания стали известными.
      Опять же следует подчеркнуть непреложную истину: чем глубже наши взаимоотношения, тем большего мы требуем взамен. Наши собратья -аллопаты могут лишь добиваться определенного уровня и согласия, тогда как большинству гомеопатов «билль доверия» выдается пациентами заранее.

      ОБЯЗАННОСТИ ВРАЧА ПО ОТНОШЕНИЮ К КОЛЛЕГАМ,
      К СОБСТВЕННОЙ ПРОФЕССИИ И К НАСЕЛЕНИЮ.

      Эта обширная категория понятий относится к разделу общих запретов на распространение неблагопристойных сведений относительно своих коллег, на подстрекательские действия в отношении их пациентов, на публичное рекламирование своих «возможностей» лечения любых заболеваний, запрет получать «сторонний» заработок или платить «оброк». Эти понятия, кроме того, включают в себя обязательства всех медработников соблюдать законы государства, следить за действенностью норм и правил в области медицины, работая в соответствии с законом во имя своих пациентов. Немало строк в этих положениях отводится для призыва врачам неукоснительно следовать стандартам терапии.
      В представленном виде эта часть Кодексов олицетворяет собой некую объединенность и достоинство нашей профессии, пример положительной стороны нашей жизни. Гомеопатия в этом смысле уже сейчас идет намного дальше, что подтверждается Кодексом ССГД. Именно здесь можно увидеть строки, призывающие практических врачей помогать своим коллегам как в учебе, так и в работе, поддерживать коллегиальность и дружеские отношения между собой.

                   3.
      КОРОТКО О ВАЖНОМ:
      БОЛЕЗНЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ, ОБЯЗАННОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ.

      В упомянутых ранее Кодексах имеет место различное толкование обязательности соблюдения стандартов в терапии. Чаще всего это можно объяснить историческими путями формирования организаций, следующих своим этическим нормам. Так в итоговом документе Женевской Декларации от 1928 года представлена современная версия Клятвы Гиппократа, в значительной степени отвечающая мировоззрению нынешнего эскулапа. Однако, этот документ выполняет лишь дополняющую роль к Кодексам стран - участниц Всемирной Медицинской Ассоциации. Она не предполагает обязательного соблюдения этих положений, оставляя форму их соблюдения на усмотрение каждой из сторон. В свою очередь Кодекс АМА (Американской Медицинской Ассоциации), являющейся политическим органом, по всей вероятности, самой мощной медицинской организации на планете, полон торжественных изречений морального плана и псевдоюридических процедур, хотя на практике их нарушений значительно больше, чем указывает официальная статистика.
       Из газеты Science News от 01.1979 года: «Подкомиссия США заявила, что в 1974 году 2.4 миллиона человек были оперированы без необходимости. Стоимость этих операций составила 4 млрд. долларов, и в результате их умерло 11900 человек. АМА эти данные опротестовала, но повторное обследование показало, что в 1977 году было сделано 2 млн. ненужных операций, обошлись они в 4 млрд. долларов и скончалось из-за них 10 000 человек.
      В «Комсомольской правде» от 12.02.00 приведены данные американских ученых, выполнивших анализ 33 000 000 (33 млн.) историй болезней, целью которого было изучение причин смерти пациентов за последние 40 лет. «Особое внимание уделялось смерти в результате побочного действия лекарств, полученных больными строго по рецептам. Выяснилось, что из этого числа за год умирали около 2 млн. .человек. Причиной почти 110 тысяч из них стало побочное действие лекарств, что по смертности уступает только болезням сердца, раку и инсульту. За этот же период выявлено 2 млн. случаев тяжелых осложнений вследствие побочного токсического действия медикаментов».

      С Гомеопатической точки зрения Кодекс ССГД является «первой ласточкой», которой более или менее полно освещает эти вопросы, однако, его авторы довольно тщательно избегают вопросов о дисциплинарных взысканиях, оставляя решение этой проблемы на совести практического врача. В Кодексе Британского Гомеопатического Общества указаны единые и довольно жесткие требования к обучению врачей в период их работы, однако на практике оно играет роль «благородного и справедливого судьи», предпочитая дисциплинарным взысканиям «процесс переговоров».
      Раньше или позже, но в наших странах Гомеопатия станет нуждаться в формировании неких узаконенных стандартов. Их эффективность предполагает спонтанное, пусть и формальное соглашение между ее членами об их соблюдении. Однако следует задаться вопросом: «Как? Каким образом? При каких обстоятельствах?». Гомеопатия, по сути своей, являясь медициной, ориентированной на индивидуума, способна предложить несколько иные варианты в решении этих проблем.
      Наиболее неэтичной стороной американской системы здравоохранения, как , впрочем, и медицины сегодняшнего дня в наших странах, является ее обезоруживающее влияние на пациента, который ощущает себя одиноким и беззащитным. Он испытывает перед ней непреодолимый страх, он не имеет возможности ее эффективного контроля, у него нет никаких шансов справиться с ней. Единственное, что ему остается, это «осторожно ступать по указанному пути» или пытаться возмущаться, если ему уже нанесен вред. Так называемый «кризис недоверия» - это проявление возмущения пациентов за свою беспомощность. Первые «ростки» такого «бунта» имеют место между врачами и пациентами на всех уровнях. Гомеопатия же, как яркий представитель холистической медицины, имеет в этом плане уникальные возможности и предлагает оптимальную модель взаимоотношений «врач - больной», которая не подводит ее уже два столетия.
      Причиной успеха любого Кодекса является степень приверженности профессии ее членов. Если это факт будет осознан практическим врачом, то большинство этических норм и правил будут соблюдаться без каких-либо формальностей, без специального принуждения. Наша вера в то, что это возможно заключается в том, что на всех этапах взаимоотношений, от сбора анамнеза до формулировки положений Кодекса, активное участие должны принимать сами больные. Гомеопатам чрезвычайно важно понять, каковы у них были проблемы с пациентами, каковы они сейчас. Впрочем, и системе государственного здравоохранения следует понять, что населению следует доверять в оценке того, что ему хорошо, а что плохо.
      В журнале «Вопросы философии» этого года представлена статья американского философа Д.Вича, который попытался представить в схематическом плане модели взаимоотношений врача и пациента. Помимо модели технического типа, где «центр тяжести» лечебного процесса определяется технической оснащенностью больницы, а врач представлен ученым -энциклопедистом , и модели сакрального типа, где врач низведен до уровня «обслуживающего персонала» , автор с явным предпочтением описывает другие формы этих взаимоотношений. Самой идеальной в современных условиях он назвал Модель контрактного типа, где социальные отношения определяются контрактом или соглашением без придания этим понятиям юридического смысла. «Это скорее … традиционный или брачный обет». В нем две группы людей действуют на основе взаимных обязательств и ожидания взаимных выгод. Ее основой является доверие, однако полной взаимности интересов не существует. Далее автор утверждает, что «лишь в модели контрактного типа может существовать подлинное разделение морального авторитета и ответственности. Она позволяет избежать отказа от морали со стороны врача, что характерно для модели сакрального типа». Затем он упоминает об «утопической», по его мнению Модели «коллегиального типа», предусматривающей концепцию «Врач - это «друг» больного!» Автор сам признает тот факт, что здесь решающую роль играет взаимное доверие. «Когда два человека или две группы людей действительно отстаивают общие цели, их доверие оправдано… Здесь налицо равенство и в достоинстве, и в уважении ,и в мере содействия, что не присуще ни одной из ранее упомянутых моделей». Однако, - продолжает он -в нашей жизни не может существовать реальная почва для глубокого взаимодействия, для общих целей и общих интересов.. А, посему ,по его мнению, «коллегиальная модель» взаимоотношений «врач - больной» - это пустая мечта.

      Однако, хочется возразить, как жаль, что доктор Вич не знаком с элементарными законами Гомеопатии, одним из условий деятельности которой считаются как полное доверие врача и больного, так и коллегиальный подход к выбору тактики проводимой терапии.
      При неудовлетворенности пациента, как, впрочем, и врача, все притязания могут быть направлены на рассмотрение в специальные отделы органов здравоохранения, которые контролируют соблюдение медработниками этических норм и правил. Членами этих отделов должны быть представители обеих заинтересованных сторон. При необходимости подобную функцию могут выполнять социальные работники, духовные лица и т.д. Придание этим комитетам таких посреднических функций позволит разрешить многие существующие конфликты. Подобный опыт уже существует в некоторых странах. При невозможности разрешения проблемы на этом уровне любая заинтересованная сторона могла бы обратиться в специализированный Этический Комитет со столь же широким представительством, целью деятельности которого было бы объективное разрешение споров. Дисциплинарная или какая-либо еще юридически узаконенная деятельность сохранилась бы за судебными инстанциями или специально выбранным региональным правлением.
      Подобные механизмы взаимоотношений способны работать лишь в том случае, когда гомепаты, пациенты и другие члены общества сохранят полное доверие друг к другу с целью выполнения совместной работы и мирного разрешения проблем. Естественно, что они не рассчитаны на подмену каких-либо юридически обоснованных действий в отношении халатных работников, или лиц явно преступивших закон. Однако, со временем, они могут стать тем неюридическим «третейским» судьей, который позволит бесконфликтно разрешать большинство насущных проблем. Подспорьем этому было бы участие в деятельности этих комитетов представителей широкой общественности.
      При повсеместном постепенном внедрении модели коллегиального типа Гомеопатия имела бы значительные преимущества, т.к. от нее не требуется постоянного подтверждения своей лояльности, необходимости моральной оценки лечения (если вопрос не идет о полипрагматической «гомеопатии»), тогда как в ортодоксальной медицине решение этого вопроса отдано на откуп технике. Гомеопатия доступна для открытого спора и экспериментов.
      Короче говоря, роль Гомеопатического Комитета по Этике должна состоять не в том, чтобы объяснять сущность гомеопатического метода лечения, чтобы выискивать преимущества того или иного метода лечения. Его цель - формирование достойных отношений с нашими пациентами и с обществом в целом. В таких условиях Гомеопатия способна дать очень много ценного всем медицинским специальностям, которые в настоящее время в этом чрезвычайно нуждаются.

      В.А.Винников, выпускник факультета Гомеопатии Лондонского Королевского Гомеопатического госпиталя, Действительный член Королевского Гомеопатического общества Великобритании,
      Группа гомеопатов из Одессы, Киева, Кишинева, Кипра.

· Вернуться