ГОМЕОПАТИЯ - УРОВНИ ЦЕЛОСТНОСТИ.

                                                        Карловская Н.Н.
                    Омская государственная медицинская академия, Омск, Россия

               (доклад на международной конференции в Омске 27-28 сентября 2003 г.)

     При сравнении гомеопатии с аллопатической медициной на первый план обычно выступает то, что именно гомеопатия на деле способна реализовать основополагающий принцип лечения - индивидуальный подход к пациенту. Холистический подход к здоровью, который чужд биомедицине или остается на уровне декларации «лечить не болезнь, а больного», является фундаментом гомеопатии как метода и направления медицины.
     Что означает придерживаться принципа целостности в терапии?
     Понятие целостности относится к базовым категориям познания и предполагает высокий уровень абстракции, что означает множественность ее интерпретации. Один из уровней понимания принципа целостности в гомеопатии связан с признанием (или требованием) рассматривать организм как систему, то есть, как нечто большее, чем сумма его частей. Этот принцип, в частности, направлен против локализационизма аллопатической медицины, основанной на органоцентрическом, нозоцентрическом подходе к лечению. Признание того, что в организме всё взаимосвязано, и нарушение функции одного органа обязательно предполагает изменение функций и всех других органов, в свою очередь, означает понимание опасности подавления симптомов, последствием чего может стать ухудшение состояния пациента.
     Другой стороной целостного подхода является внимание к развитию организма. То, что организм развивается, в отличие от машины, означает, что он обладает способностью к самостоятельному восстановлению ("Vis Medicatrix Nature"), и что болезнь и излечение представляют собой процессы, развернутые во времени и имеющие свою сложную динамику (например, обострение как проявление исцеляющего процесса).
     Отношения в системе предполагают наличие уровней, иерархию взаимосвязей между ними. Гомеопатия, рассматривая человека как целое, особое значение - и в этом её кардинальное отличие от биомедицинского подхода - придает психическим симптомам пациента. (Следует отметить, что среди современных гомеопатов нет единства относительно степени значимости психических симптомов при подборе гомеопатического препарата, но роль психического фактора в возникновении и развитии болезненных, особенно хронических состояний признается всеми.) Непреложной истиной является то, что гомеопатические препараты оказывают выраженное лечебное действие не только на болезненные проявления, от которых пациент стремится избавиться, но и на общее состояние пациентов, ментальное, эмоциональное.
     К вышеперечисленным уровням понимания целостности (организм как система с учетом фактора становления и развития, уровень психики как высшей регулятивный) следует добавить еще один. Речь идет о здоровье человека как личности. Хотя в работах гомеопатов этот уровень обычно называется, но под ним подразумевается всё тот же учёт эмоциональных, ментальных характеристик пациента, а также такие проявления его индивидуальности как темперамент, профессия, стиль жизни, биографические данные.
     Наиболее глубоко значение этого уровня раскрыто в работах Р.Шанкарана, который обращает наше внимание на то, что само понятие здоровья предполагает не просто учёт, но принятие за исходное положения о роли духовного начала в человеке. "Высшие начала природы нуждаются в здоровом человеке, т.к. только тогда "дух" может свободно распоряжаться этим живым, здоровым инструментом для высших целей нашего существования" (С.Ганеман, Органон, §9 ). Другими словами, здоровье - это способность человека выполнить цель жизни. Рассматривая механизм гомеопатической терапии, Шанкаран связывает его с тем, что лекарство создает особое состояние, подобное тому, в котором уже находится личность. Производя такое состояние, оно создает впечатление или образ изначальной ситуации, для которой подобный симптом будет адекватным ответом. Шанкаран сравнивает гомеопатическое лечение с психотерапевтическим. «Цель обеих наук сделать человека здоровым. Обе считают, что заболевание - это …механизм самосохранения, подходящий при определённой ситуации, но сохраняющийся после того, как данная ситуация себя уже исчерпала». (Дух гомеопатии, М., 1997, с.54). Тем самым, лечебный процесс достигает своей цели, если помогает преодолеть старые стереотипы реагирования (поведения, отношения) и обеспечить дальнейшее развитие личности.
     Всё написанное выше, можно рассматривать как введение к следующему вопросу: какова роль личности гомеопата в достижении этой цели? С точки зрения методологии системного подхода, любая система является в свою очередь подсистемой в системе более высокого порядка, и вступает в сложные взаимосвязи, определяющие её состояние (и возможности развития). Другими словами, мы можем дополнить понимание принципа целостного лечения в гомеопатии, указав на роль (как минимум, терапевтические возможности) отношений врач-пациент.
     Проблема взаимоотношений врача и пациента наиболее глубоко и полно разработана в современной биоэтике (в связи с этим особенно известна работа американского врача и биоэтика Роберта Вича ''Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений'' (см. в сб. ''Биоэтика: проблемы и перспективы''. Институт философии РАН.,М.,1992). В этой работе автор выделяет модели - техническую, патерналистскую, коллегиальную и контрактную. Техническая модель предполагает позицию биотехнолога, согласно которой при лечении необходимо учитывать различные характеристики пациента (к ним могут относиться и психологические), но врач остается абсолютно отстранён от контакта как личность, в соответствии с традициями классической научности, предполагающей полное нивелирование субъективности в исследовании любого объекта. Патерналистская модель характеризуется тем, что врач здесь уподобляется отцу, матери, а пациент - их ребенку. Имеется в виду, что врач преимущественно сам определяет, в чем заключается благо (высшее, оптимальное) больного в той или другой клинической ситуации. Далее: он же, врач, в основном сам принимает решения, касающиеся здоровья, благополучия, а может быть, и жизни больного. В итоге, почти вся ответственность падает на врача, а больной, который, как правило, не имеет основательной медицинской подготовки, т.е. является медицински некомпетентным, оказывается и морально (этически) некомпетентным. Сам Р. Вич считает наиболее характерным для современного этапа развития медицины как клинических, социальных практик распространение ''контрактной" модели, согласно которой взаимоотношения врача и пациента базируются на негласном (в некоторых случаях, правда, оформляемом процессуально-юридически) договоре о взаимном уважении прав друг друга. Последняя из вышеперечисленных модель, коллегиальная, расценивается Р.Вичем, как нежизненная. С его точки зрения, врач и больной никак не могут быть во всех отношениях равными партнёрами, коллегами. Это в значительной степени верно для биомедицины, иерархический характер взаимоотношений врача и пациента сохранится до тех пор и настолько, пока и насколько организация медицинской помощи будет иметь институциональный характер (как организация современных больниц, клиник, как институт частной врачебной практики). В то же время именно коллегиальная модель наиболее популярна для многих подходов холистической медицины и таких направлений психотерапии, как гуманистическая, экзистенциальная, трансперсональная.
     Так же, как неадекватное применение гомеопатических препаратов может основываться на аллопатической парадигме, личная позиция врача-гомеопата по отношению к пациенту может базироваться на технической и патерналистской моделях, наиболее распространенных в западной медицине. Другими словами, использование гомеопатии не означает автоматического отказа от этих моделей, которые не способствуют развитию личности пациента (либо не выдвигая это в качестве задачи терапии, либо препятствуя процессу роста личности).
     Гуманистические подходы психотерапии, наиболее близкие к гомеопатии в понимании природы человека, концепции здоровья и патологии, рассматривают роль терапевта как роль фасилитатора (ускорителя) духовного роста личности, а лечебную модель отношений - в отличие от технической обезличенной и патерналисткой авторитарной моделей врач-пациент - как экзистенциальное общение двух равных людей, как равноправный человеческий союз.
     Таким образом, использование гомеопатического метода лечения означает не только следование определенным правилам технологии диагностики и лечения, признание истинности базовых методологических принципов гомеопатии, но и осознание (а, значит, преодоление одной из делюзий биомедицины) важности роли личностного контакта врача с пациентом, человека - не только для исцеления пациента, но и для выполнения врачом «своего высшего предназначения».