|
Повстяная А.Н., Карловская Н.Н., Гринберг М.П. Омская государственная медицинская академия, Центр семейного здоровья и благополучия, г. Омск, Россия
(доклад на международной
конференции в Омске 27-28 сентября 2003 г.)
С уважением и благодарностью доктору Аюрведы Головинову Андрею Юрьевичу
Врачу-гомеопату, работающему в холистической парадигме, важно уметь распознавать смысл физических симптомов, с которыми приходит к нему пациент, и выявлять соответствующие им нарушения психологической адаптации, лежащие в основе болезни. Принцип целостности, лежащий в основе гомеопатического метода лечения, подразумевает способность увидеть логику, соединяющую массу разрозненных фактов в единое целое. Упорядочение и систематизация знаний необходимо врачу для искусного владения его методом.
Трудности освоения огромного накопленного материала, растущей лавины информации чрезвычайно актуальны для современной медицины вообще и для гомеопатии в частности. Врач-гомеопат в своей работе сталкивается с огромными перечнями симптомов патогенезов, причем отличающимися в различных Материя Медика. Каждый автор рассматривает различные стороны действия одних и тех же препаратов, в результате описание симптомов в них может значительно отличаться, так, что назначения гомеопата могут меняться в зависимости от Материя Медика, лежащей на его столе. Таким образом, перед нами встает исследовательская задача свести воедино многообразие фактов, чтобы ориентироваться в большом количестве на первый взгляд разрозненной информации, которую невозможно описать.
В Западной медицине для этих целей принято использовать статистические методы. Эксперименты и накопление фактического материала с последующей статистической обработкой результатов позволяют определить, какие признаки или явления статистически достоверно связаны между собой. Но это не всегда объясняет причину их связи.
Для решения этой проблемы необходимо построение взаимосвязей системы, выявление закономерностей взаимодействия тех явлений, которые обычно мы рассматриваем как разрозненные процессы. В этом суть подхода Восточной медицины, базирующейся на иной системе мышления, учитывающей динамичность, глубину, отношения и взаимосвязи между различными явлениями реальности. Согласно восточной философии, модели, существующие в природе, повторяются на всех уровнях организации, от вращения планет до работы внутренних органов. Эти древние восточные идеи согласуются с современным понятием «голографической парадигмы»: организация целого (природы) отражается всеми и каждой ее частями (растениями, животными, человеком, обществом, личностью, органом, тканью, клеткой) (Г.Байнфилд, Е.Корнголд). Это «модели, которые соединяют» (Г.Бейтсон). Наиболее "работающие" и надежные в силу их многовековой традиции практического опыта восточные концепции - это китайская система У-Син, на которой мы не будем останавливаться, и методология Аюрведической медицины.
Мы предлагаем использовать для систематизации гомеопатических симптомов категории Аюрведы, понятийный аппарат которой очень близок гомеопатии.
На первом этапе работы мы провели сравнительный анализ характерных симптомов миазмов, основываясь на работах С.Ганемана "Хронические болезни", Дж.Г.Аллена "Хронические миазмы" и патогенезах основных антимиазматических препаратов - Сульфур, Туберкулинум, Туя, Меркуриус солюбилис, описанных в Материя Медика.
Среди всех симптомов миазмов мы вычленили наиболее характерные черты, свойственные каждому миазму. Затем мы обозначили характерные черты каждого миазма терминами, используемыми в Аюрведе для описания всех явлений природы и состояний болезни и здоровья. Это 20 качеств, которыми можно описать любые изменения в организме человека, в природе, предметах и явлениях. Они названы древними санскритскими терминами, имеющими много уровней значений, причем каждое качество проявляется одновременно и на уровне тела и на уровне ума, и обозначает одно и то же, независимо от того, где оно проявляется. Термины и их многоуровневые значения переведены и подробно описаны в литературе (Н.А. Мерти, Д.П. Пандей «Аюрведическое лечение болезней», «Здоровье и гармония в Аюрведе»).
Возьмем для примера симптомы проявившейся псоры:
сухая кожа, сухие волосы, сухие кожные высыпания, зуд с сухостью и шелушением кожи, сухость слизистых, сухой кашель, скрип и хруст суставов с недостатком внутрисуставной жидкости - в этих телесных симптомах очевидно проявление качества «СУХОСТЬ» (Рукша). Согласно трактовке качества Сухость с позиций Аюрведы, кроме вышеперечисленных патологических телесных проявлений, его характеризуют значения:
1.Физиологическое - сухая поверхность обладает наибольшей способностью к абсорбции и всасыванию. В этом физиологический смысл сухости.
2. Психологическое в здоровом компенсированном состоянии (в добродетели): Сухость - это увлеченность, поглощенность, способность усваивать информацию.
3. Психологическое в состоянии болезни (декомпенсации) - это эмоциональная сухость, излишняя рассудочность, захваченность чем-либо (горем, страстью), в крайней степени - фанатизм (ложное отречение).
Знание этой информации оказывается чрезвычайно полезным для врача при распознавании сути болезни и анализе симптомов пациента. Например, перед нами человек с сухой экземой и скрипящими суставами, при этом он чрезмерно поглощен чем-либо или проявляет безрассудный фанатизм в какой-либо сфере. Мы можем взять для реперторизации именно этот психический симптом в совокупности с физическими проявлениями, и это будет оправдано с точки зрения психофизиологического единства проявления одного и того же качества СУХОСТИ на уровне тела и ума (рубрика «фанатизм» в реперториуме Кента).
Таким способом, мы можем выбрать из множества психических симптомов пациента наиболее характерные именно для беспокоящей его физической патологии, понять смысл болезни и осознанно найти подобный препарат. Углубленное изучение разных аспектов многоуровневых значений этих понятий дает врачу возможность как прогнозировать варианты физической патологии при декомпенсации проявления этих качеств на уровне ума, так и понимать суть личностной дезадаптации пациента на основе его физических симптомов, даже если он не упоминает об этом при беседе с врачом.
Ниже, не углубляясь в полное раскрытие значений качеств, мы приведем примеры их проявления в симптомах миазмов.
Качества, характерные для проявившейся Псоры:
- сухость
- легкость (головокружение, обмороки, худоба, легко выходят из равновесия по незначительным причинам),
- подвижность (изменчивость, временный и преходящий характер симптомов, зуд, беспокойство конечностей, быстрое проскакивание питательных веществ по ЖКТ, так что пища не успевает усваиваться и быстро возникает неестественный голод в необычное время или сразу после еды, быстрота психических процессов, подвижность ума, изменчивое настроение, беспокойство, метание, неустойчивость)
- тонкость, пронизывание (обострение чувствительности органов чувств - слух, вкус и др., тонко чувствительны ко многим впечатлениям - нейтральным запахам, атмосферным изменениям, плохим и хорошим новостям (от них изменяются симптомы), наполнены предчувствиями, уменьшение или недоразвитие какой-либо физиологической функции или структуры, истончение тканей, острые кратковременные боли, ранимость, обидчивость)
- ясность, прозрачность (жалобы и ощущения яркие, многочисленные, выраженные, каждый окружающий знает о его симптомах и может их видеть, просвечивание подкожных капилляров, остеопороз, склонность к переломам, склонность к изоляции, уединению, одиночеству).
- холод (типичная модальность псоры - улучшение от тепла, зябкость, озноб или ощущение холода, холодные и синие конечности - склонность к несовершенству окислительных процессов на уровне клеток и тканей, дрожь, спазмы и спастические боли, ощущения сжатия в различных частях тела, контрактуры, конвульсии, страх).
Большинство этих качеств характеризуют свойства элемента ВОЗДУХ. Преобладание функций Воздуха в человеке способствует свежести, проворству и, в то же время, настороженности, легкой потере доверия и устойчивости. Этот первоэлемент вызывает большую подвижность, склонность менять место, способствует сомнениям, колебаниям, неуверенности, нерешительности. Воздуху свойственны слабость, убавление, снижение, спад, истощение, усталость, расслабленность и бессилие. Вспомним характерные для Псоры слабость и чувство усталости, потерю мыслей, дряблость тканей, сниженный тонус и слабость поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, усугубляющиеся перед трудностями и необычными испытаниями.
Наиболее ярко проявляются качества тонкость, прозрачность и легкость в характерных признаках Туберкулинового миазма. «Стенки сосудов недоразвиты, расширены, лежат под поверхностью тонкой кожи, голубоватого или розоватого цвета и склонны к полнокровию. Истончение стенок кровеносных сосудов способствует нарушению их целостности: характерный признак туберкулинового миазма - кровотечения. Конечности, нос, уши часто выглядят белыми, бледными, полупрозрачными с увеличенными кровеносными сосудами, сосуды просвечивают в тканях.» (Дж.Г.Аллен). Для туберкулиновых пациентов характерно постоянное и постепенное уменьшение веса, вялость, дряблость тканей (легкость способствует редукции тканей с недостатком ассимиляции). Отсутствие сопротивляемости к инфекциям, заболевания от малейшего холода, общее истощение, обмороки, полная потеря сил от неутоленного голода, при болях в сердце, и изнурение от любых выделений (опорожнения кишечника, после мочеиспускания, при менструациях, белях и т.п.) Здесь наиболее проявлены качества еще более легкого и прозрачного элемента - ЭФИРА, функция которого облегчение, прояснение и образование пустот (процесс, напоминающий образование туберкулезных каверн).
Эти же качества ярко прочитываются и в психике пациента. Хорошо известна описанная Кентом легкомысленность и эйфория, свойственная туберкулезным больным, безосновательно и беспочвенно они до самого конца отрицают наличие у них серьезной болезни. Полное отсутствие в туберкулиновом миазме утяжеляющих качеств ЗЕМЛИ объясняет отсутствие стабильной основы в их психических процессах: склонность к безрассудному поведению, разрушительным поступкам, пристрастие к экстремально горячим или холодным блюдам, неодолимая тяга к несъедобному. Качества ЭФИРА объясняют желание путешествовать, менять место, нетерпимость к ограничениям.
Противоположные качества мы видим в характерных симптомах Сикоза. Хорошо известна при сикозе склонность к несовершенному окислению продуктов питания и отложению их в тканях в форме уплотнений, подагрических отложений и образования камней, застою, полнокровию и утолщению сосудов и слизистых оболочек.
Здесь реализуются качества:
- устойчивость (застой кровообращения, желчи, мочи, упрямство, упорство, стойкость и долговременность психических и физических нарушений, венозный застой, упорный понос, инертность психических процессов, стагнация и косность, фиксация на своих недомоганиях, типичная модальность сикоза - улучшение от движения);
- уплотнение, сгущение (тромбоз, атеросклероз, бляшки, камни, выделения скудные густые или со сгустками, твердость характера, доминирование, привязанность, невозможность разубеждения);
- толщина, увеличение (ожирение, папилломы, бородавки, невусы, засорение и закупорка - эмболии, тромбоз, ткани мясистые и пухлые, тучность в основе одышки и затруднения кровообращения, уменьшение или исчезновение чувствительности органов чувств, тупость мыслительных процессов, бесчувственность, грубость, сердитость);
- тяжелый, отягощенный (большой вес, твердые опухоли, а также отеки, ощущения тяжести, апатия и вялость в физическом теле и в душе);
- тупой, замедляющий эффект, тормозящий активность (отеки тканевые и клеточные, кисты, застои и доброкачественные опухоли, расстройство памяти, затруднено воспоминание недавних событий, давние - помнят хорошо, не может найти слов, сомневается в их правильности, трудность в передаче симптомов, страх, что неправильно передаст их или что-нибудь забудет, любое умственное усилие вызывает головную боль, замедленная способность к рассуждению, постоянно себя осуждают);
- маслянистый, питающий (сальная маслянистая кожа, жирные волосы, выраженный подкожный жировой слой, сентиментальность, привязанность, плаксивость);
- мутность, нечистота (скрытые недомогания, не жалуются, терпят свои страдания, грязные зеленовато-желтые выделения).
Эти качества составляют полную характеристику элемента ЗЕМЛИ, функция которого утяжеление, придание основы, устойчивости, прирост и соединение, формирование структуры и частично - элемента ВОДЫ со свойственным ей склеиванием, связыванием, и увлажнением.
Качества, проявленные в характерных симптомах сифилитического миазма:
- острый, проникающий, вызывающий немедленный эффект, активность (едкие экскориирующие, разъедающие выделения, повышенная кислотность, разрушение тканей - язвы, некроз, костоеда, глубокие трещины, аутоагрессивные процессы, суицидальная склонность, колкость, едкость, жестокость, коварство, самоедство);
- горячий (приливы жара, неравномерности кровообращения, непереносимость жары, страстность, раздражительность, зависть, ревность, злоба, ненависть, насилие, желание убивать);
- ядовитый, отравляющий (отвратительный зловонный запах выделений, грубость, сквернословие, недовольство, свойство видеть во всем дурную сторону вещей, речь, полная едкости, ядовитая речь, нецензурная речь);
- текучий (растворение, разжижение, гниение, гнойное расплавление тканей, экссудация при воспалении, влажные мокнущие сыпи, способный «протечь» и приспособиться к окружающим условиям, распущенный, расторможенный)
Эти качества характеризуют в полной мере элемент ОГНЯ и частично ВОДЫ. Физиологическая функция элемента ОГОНЬ - трансформация и преобразование, изменение структуры и качества всего, с чем он контактирует. Это необходимое для социальной адаптации свойство очень часто выступает на первый план у социально активных личностей в наше время. При болезни, когда начавшиеся трансформации на личностном уровне или на уровне тканей оказываются незавершенными, и новая гармоничная дифференцированная структура не формируется (не включается элемент Земля), возникают неправильные, извращенные формы патологии, дефекты структуры тканей, злокачественные новообразования, свойственные люэтическому миазму.
Мы не останавливаемся в данной работе на полной и разносторонней трактовке значений качеств, как основных категорий Аюрведической медицины, поскольку задача этого исследования - показать принцип обработки информации от пациента через простые и образные понятия. Каждый врач может использовать этот инструмент в своей работе, развивая свои представления о природе болезни и здоровья.
На следующем этапе нашего исследования мы сопоставили признаки гомеопатических миазмов с вышедшими из равновесия дошами (конституциональными типами) в Аюрведе. («доша» в переводе - «вредитель»).
Согласно понятиям ведической медицины Воздух и Эфир формируют ВАТА - дошу, функция которой - движение, перемещение. Огонь в комбинации с некоторыми качествами Воздуха и Воды образуют ПИТТА- дошу, осуществляющую функции преобразования и генерации энергии. Вода и Земля составляют КАПХА- дошу, отвечающую за придание прочности и структуры, а также за связывание и соединение частей.
Таким образом, в характерных проявлениях Псоры и Туберкулинового миазмов мы встречаем признаки вышедшей из равновесия Вата-доши, (и частично Питты). В симптомах Сикоза - вышедшей из равновесия Капха-доши, в Люэсе - Питты. Обнаружение этого соответствия открывает нам большие дополнительные возможности в диагностике миазмов. В Аюрведе понятиями дош и первоэлементов описаны не только телесные и психические процессы, но и время дня и ночи, сезоны года, варианты погоды, предпочтения определенных вкусов, этапы жизни и развития, этапы болезни и пр. Поэтому мы можем использовать эти проверенные веками знания для понимания симптомов патогенезов гомеопатических препаратов и смысла модальностей. Это даст нам возможность точно и грамотно отнести выявленные симптомы к определенному миазму и найти подобный, соответствующий совокупности симптомов, препарат.
Кроме того, распознав патологические симптомы Доши, мы можем рекомендовать нашим пациентам соответствующие разработанные и апробированные в Аюрведе диеты, и дать лечебные рекомендации по образу жизни и рекомендуемому стилю поведения, для уменьшения активности соотвествующей Доши и миазма.
Дальнейшее углубление знаний на стыке гомеопатии и Аюрведы имеет большие перспективы и дает врачу новые возможности целостного лечения пациента и помощи ему в духовной трансформации.
|
|